Факторинговые сделки необходимы для среднего и большого бизнеса – так, в 2011 году оборот такого монстра, финансового как «Газпромбанк» только по операциям факторинга составлял около девятнадцати миллиардов! И каждый год открывается все больше факторинговых фирм. Между тем весь этот бизнес юридически держится, в нашей стране, лишь на главе из Гражданского Кодекса о финансировании «под уступку денежных требований» еще от 1998-ого года!
Напомним, слово «факторинг», произошедшее от английского названия торговца, фактора, обыкновенно не всегда имеющего при себе все суммы которыми он может располагать, — обозначает в современном мире вид сделок, при которых товары или услуги переходят от продавца к покупателю без мгновенной оплаты. За покупателя деньги продавцам вносят специальные банки, которые и называются «факторами». В нашем гражданском кодексе более привычные слуху мировых финансистов термины «фактор», «дебитор» и «кредитор» русифицированы в «финансового агента», «клиента» и «должника». Единственной статьей номер 824 Гражданского Кодекса банк-фактор обязывается передавать своему клиенту-«дебитору» финансовые средства за товары или услуги, или работы, предоставленные клиентом должнику. Следовательно и гарантом оплаты между «продавцом» и «покупателем» выступает компания-«фактор», распоряжающаяся денежными требованиями клиента.
Подобные сделки, с одной стороны, служат обеспечению исполнения «клиентом» своих обязательств, с другой — накладывают на «финансового агента» обязательства об оплате трудовых затрат «дебитора». На факториальные компании накладываются свои обязательства пред клиентами: страховка финансовых рисков, бухгалтерский учет и юридическая поддержка, предоставление финансовых и коммерческих услуг «клиенту-дебитору». А с «должника-кредитора» факториальный банк возвращает себе денежные средства согласно вручаемого тому или самим клиентом, или банком документ, известный в России как «денежное требование» (на Западе чаще употребляется «задержанный платеж»). И как только кредитор расплачивается с банком, дебитор уже не может выставлять к нему никаких требований, они считаются выполненными, грубо говоря, оплата произведена.
Правда, из-за того что на финансовом рынке (не только российском) банки не всегда отличаются надежностью. Кредитор может – и должен. Согласно Гражданскому Кодексу, — себя обезопасить «документом об уступке денежных требований». Или платить напрямую дебитору, что менее удобно, но снижает другие риски. Сам же банк-фактор может, в данном случае или скупить все денежные обязательства кредитора, уведомив своего клиента (дебитора), что полученные им в итоге суммы могут оказаться меньшими, чем реальная задолженность его должников. Или получить «денежное требование», как вид обеспечения платежей. Причем, в этом случае, если суммы, стребованные банком с кредитора, оказались все же меньше реальных, то ответственность перед «фактором» несет уже его клиент. Причем, если выяснится, что клиент еще и нарушал собственные обязательства перед кредитором, он не сможет и требовать с банка-«фактора» уже переданных тому средств.
Если разбираться, ситуация не настолько запутанная. Какой может показаться. Но жаль, что Россия до сих пор не присоединилась к Международному Институту права УНИДРУА, где отношения «дебитор»- «фактор»-«кредитор» расписаны более четко, чем – пока что, — в нашем Гражданском Кодексе
Если Вас интересуют факторинговые услуги, Вы моете связаться с нами.
8 (495) 003-7891